Экспедиция в Карелию и на Кольский полуостров

4 августа отправляемся на изучение Русского Севера

фото: Валентин Жиганов
Экспедиция-приключение

Путешествие из Санкт-Петербурга до Баренцева моря и обратно.
Люди, места, истории

Призма и фокус нашего путешествия - народы Русского Севера: карелы, поморы и саамы, красота их земель и их быт.
Баланс комфорта и аутентичности
Будем перемещаться на машине и останавливаться в уютных отелях и гостевых домах.
Хотим узнать Россию поближе
Красота Севера и величие Хибин. Энергии Белого и Баренцева морей. Священные камни и туманные рассветы.
Наш маршрут:
Санкт-Петербург - Вытегра - Пудож - Пяльма - Беломорск - Кемь - Соловки - Паанаярви - Кандалакша - Умба - Кировск - Хибины - Сейдозеро - Териберка - Мурманск - Петрозаводск - Сортавала - Валаам
27 дней
У нас нет размеченного плана по дням, будем ориентироваться по ситуации.
6 регионов России
Санкт-Петербург, Ленинградская область, Карелия, Вологодская, Архангельская и Мурманская области.
Моря, озера, реки, острова
Балтийское, Белое и Баренцево моря; Ладожское и Онежское озера; Валаам и Большой Соловецкий острова.
3 народа русского севера
Карелы, поморы, саамы. Ищем наследие культур в кухне, жилье, быту, промыслах и, конечно, в людях.
Наше вдохновение
Хотим наметить программы наши будущих фотопутешествий и комфортных экспедиций.
Как только кареляки встают с постели, первым делом - пьют кофе. Днем опять кофе. Придет гость - ему подают кофе. Чай употребляется редко, а в некоторых домах и совсем не употребляется. Приготовляется кофе по своему: в кофейниках с кипяченой водой ложатъ около чайной чашки молотаго кофе, причем ложат его не в мешок, а прямо в воду. Все это опять кипятится на огне. В кофе прибавляют часть соли, так что он получает солоноватый вкус. Некоторые даже пьют кофе с луком.
— Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. 1913.

Мы не этнографы, но нам интересно наблюдать
Заказывая какое-то необычное блюдо в кафе или видя дом непривычной для нас архитектуры, хотим это замечать и по возможности узнавать истории этих мест и людей.

Хотим понять, есть ли сейчас какие-то различия в жизни и быту людей на территории от Петербурга до Баренцева моря, во что верят местные и на что опираются.
Вопросы нашего путешествия:
Пьют ли карелы соленый кофе?
Возможно ли найти людей, знающих местные языки?
Старообрядцы ли поморы?
Жив ли шаманизм саамов?
Почему картошка вытеснила традиционную в этих местах репу?
Зачем добавлять молоко в уху?
Карелы
В карельской разговорной речи встречается больше гласных звуков, чем в русском. Поэтому, когда карелы воспринимают какое-либо русское слово, то прибавляют к нему гласный звук. Исключением являются несложные русские слова, имеющие в конце гласный звук: лампа—lampa, банка—banka.
В некоторых более сложных словах изменяется и корень слова, что происходит за счет замены одних букв другими и увеличения гласных. Возьмем для примера стол. По карельски будет произноситься stola, самовар — samovuara.

Саамы
Саамы почитали священные камни, которые они называли сейдами и приносили им жертвоприношения. Саамы верили, что живущие в священных камнях духи покровительствуют им и помогают в охоте, рыболовстве и разведении оленей.

В России (по данным переписи 2010 года) проживает не более 1770 саамов и лишь 13% от этого числа сохранили свой традиционный уклад жизни.
Саамы
Саамы почитали священные камни, которые они называли сейдами и приносили им жертвоприношения. Саамы верили, что живущие в священных камнях духи покровительствуют им и помогают в охоте, рыболовстве и разведении оленей.

В России (по данным переписи 2010 года) проживает не более 1770 саамов и лишь 13% от этого числа сохранили свой традиционный уклад жизни.
Поморы
Вот что сообщает учёный Н. К. Зенгер. Путешествуя по Поморью, он собрал обширную коллекцию фотографий портретов архангельских поморов. «Даже беглый обзор этого собрания, – писал он в своём отчёте о поездке, – достаточно свидетельствует, насколько разнообразен тип физиономий поморов и как часто в них трудно признать формы русского лица; в большинстве случаев встречается резкая примесь финского, карельского типа, и потому признавать в Беломорских поморах прямых потомков вольных Новгородцев нет никаких оснований»
Нам интересны истории Русского Севера
Мы используем cookies.
Ok! Понятно.
Close